www.igogo03.narod.ru


Горюшкин И.И. (научная статья)
        Медицина, здоровье и общество: что есть хорошее
медицинское обслуживание?
      // Актуальные проблемы современной науки, 2005;5:200-2.   

      Ключевые слова:   здоровье, социальные институты, критерии, медицинские услуги, человек неразумный, общество, природа, человек разумный, системный подход, социум, социальное обусловливание, культура

    На основании анализа данных литературы и собственных исследований утверждается,

   что:

    1) без социального обусловливания поведения "человека неразумного", как и всесторонней поддержки человека "разумного", - общество рискует навсегда остаться заложником медицины и всей, с нею связанной индустрии;
    2) результатом удовлетворительного медицинского обслуживания является - не здоровый человек, а высокий уровень и качество оказываемых населению услуг;
    3) критерием качества оказываемых населению услуг должно быть, прежде всего, отсутствие нареканий со стороны пациентов, которые за помощью обратились;
    4) достичь удовлетворительного обслуживания можно только через сбор мнений населения о качестве этого обслуживания ("обратная связь") и только через независимую, от корпоративных медицинских интересов, структуру.


      

[_

Другие статьи...

_]

______________________________

    При желании сегодняшнюю медицину, не только отечественную, но и зарубежную /Удальцова М. В., Ричардсон М. и др., 1997/, - всегда можно упрекнуть. Всем нам хочется чего-то лучшего. Особенно, если это касается не нас самих. Пусть мол, соответствуют... Что же необходимо сделать, чтобы современное медицинское обслуживание нас удовлетворяло?

   Цель настоящей статьи - попытаться найти ответ на вопрос, а существуют ли вообще объективные критерии удовлетворительного медицинского обслуживания?

   По логике, наверно, должно бы получаться так, что если хорошо учат - получаются хорошие врачи, а плохо - и врачи получаются неважные.

   Но нам бы хотелось рассмотреть эту проблему не с позиции "чистой медицины" (нет лекарств, нет современного медицинского оборудования, нет достойной оплаты за труд, и т.д.), а с позиции системного подхода, т. е. - как общесоциального явления, включающего в себя и медицину, и здоровье, и общество.

   В более ранних своих публикациях мы отмечали, что для системного рассмотрения проблемы важным является вопрос о системообразующем факторе /Горюшкин И.И. 2004/. Собственно, в нашем случае таким системообразущим фактором должна явиться сама проблема - "неудовлетворительное медицинское облуживание населения".

   Наиболее существенными элементами "этой системы", в нашем представлении, являются:

   1) человек (население), который болен;

   2) врач, представитель медицины, занимающийся обслуживанием населения;

   3) лекарства, процедуры и т.п. (медицинское искусство, наука), способные восстанавливать утраченное здоровье;

   4) общество (социум), включая его институты, призванное управлять (обусловливая) "состоянием" каждого из своих членов /Горюшкин И.И., 2002/;

   5) человек здоровый (объективный критерий и достойная цель любого общественного развития) /Свитова И., 1992/;

   6) природа (с ее законами), т. е. то, что всех нас окружает и, частью чего мы и сами являемся.

   При таком, системном представлении проблемы, становится очевидным, что удовлетворительное медицинское обслуживание населении зависит, как минимум, от шести, взаимосвязанных друг с другом, звеньев: врача, лекарства (или иного средства лечебного воздействия), больного человека, общества, человека здорового и природы.

   Другой, не менее важный вывод, который можно сделать из системного рассмотрения проблемы, проиллюстрирован на приведенной ниже Схеме. На ней представлены два типа возможных взаимоотношений между человеком, обществом, медициной и природой. Причем, если в основе первого типа взаимоотношений лежит поведение "человека разумного", то в основе второго - "человека неразумного".


Схема = Человек разумный= - время
   выбирать!

Схема "Человек разумный" - время выбирать!

   Сплошными стрелками показан результат управления, социального обусловливания здорового образа жизни; пунктирными - результат отказа общества от управления.



    Под человеком "разумным" нами понимается каждый, кто стремится вести здоровый образ жизни и делает это во имя более полноценной жизни и большего социального успеха. В отличие от этого, человек "неразумный" - это каждый, кто не считает возможным для себя отказаться от социально вредных привычек, пренебрегает здоровьем (без меры пьет, курит, "объедается" и т.п.). И, в конечном счете, перекладывает бремя своих болезней, которые обязательно сопровождают все эти его "привычки", с себя - на всех членов общества.

   Поэтому взаимоотношения человека "неразумного" с медициной и обществом представляются нам в виде замкнутого круга, непрерывно воспроизводящего болезни (и, что естественно, постоянно требующего "улучшения медицинского обслуживания"). В то время как взаимоотношения человека "разумного" (показано сплошными стрелками) представляют собой некий идеал - гармонию отношений между человеком, обществом и природой.

    Конечно, реальных звеньев или элементов, от которых зависит успех в решении обозначенной нами проблемы, намного больше. Это и медицинские учебные заведения, и фарминдустрия, и средства массовой информации, и недобросовестная реклама, и "индустрия" фальсификации лекарств, и многое другое.

   Из всего выше представленного и изложенного, следует:

   1) что без социального обусловливания поведения "человека неразумного", как и всесторонней поддержки человека "разумного", - общество рискует навсегда остаться заложником медицины и всей, с нею связанной, индустрии;

   2) что результатом удовлетворительного медицинского обслуживания должен явиться - не здоровый человек, а высокий уровень и качество оказываемых населению медицинских услуг;

   3) что критерием высокого качества, оказываемых населению медицинских является, прежде всего, отсутствие нареканий со стороны пациентов, которые за помощью таковой обратились;

   4) что достичь удовлетворительного обслуживания можно только через сбор мнений населения о качестве предоставленного ему обслуживания ("обратная связь") и только через независимую, от корпоративных медицинских интересов, структуру.

   Последнее утверждение вообще справедливо по отношению не только медицины, но и любого другого социального института, обслуживающего население. Без четко налаженной обратной связи ни один социальный институт, ни за какие деньги не станет стремиться к улучшению качества своей работы. Потому что это заключено в самой сути человеческой природы и отношений между людьми. И это - аксиома.

   И хотя, последнее утверждение является и наиболее трудным для своего достижения, тем ни менее, оно является обязательным условием всякого совершенствования и прогресса.

   Более того, достичь всего этого можно лишь будет в том случае, если здоровье каждого из нас будет представлять ценность и для общества. Т.е. если общество, с помощью специальных мер, будет поддерживать усилия любого своего члена в направлении повышения им уровня состояния своего здоровья. И, напротив, - ограничивать в возможностях тех, кто здоровьем своим пренебрегает, в угоду своим сиюминутным прихотям и увлечениям.

   Конечно, проблема сегодняшнего неудовлетворительного отечественного медицинского обслуживания населения во многом обусловлена и нашей общей культурой. Потому что не может быть "хороших" врачей в обществе с низкой культурой самих его членов.
______________________________      

   4. Выводы

   1) Медицинские интеллектуальные экспертные системы "нового поколения", разрабатываемые на основе системного анализа патогенеза "всего человека", позволяют обеспечить более эффективную терапию большинства современных болезней цивилизации.

   2) Использование "новых" информационных технологий доказывает, что человек всегда "болен весь", а современная нозология (классификация болезней) - хотя и удобное, но во многом искусственное "построение", делающее терапию многих современных болезней цивилизации заведомо малоэффективной.

    _________________

      Список использованной литературы:

   Удальцова М.В., Ричардсон М., и др. (1997) Управление в здравоохранении России и США: Опыт и проблемы. Сб. науч. тр. /Под ред. М. В. Удальцовой, М. Ричардсон. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. -190 с.

    Горюшкин И.И. (2004) Алкоголизм: регуляторная "инерционность", патогенетическое лечение и что есть "организующий" фактор алкогольного патогенеза (теоретический аспект) // Актуальные проблемы современной науки, 2004;1:167-8.    Available from -    
www.igogo03.narod.ru/alcohls_04PatgSisLech.html

    Горюшкин И.И. (2002) Подростки: обусловленная наркотизация - что делать // В сб.: V Международная конференция "Здоровье, труд, отдых в XXI веке", М., 2002:428-9.    Available from -    
www.igogo03.narod.ru/narcotiz_02ChtoDelatj.html

    Свитова И. (1992) // Врач, 1992;2:37-8.

    ______________________________

      

[ = Другие статьи... ]

[ = Механизмы алкоголизма (монография...) ]
   

[ Хотите       возразить?!...]
[ Copyright ©  Горюшкин И.И.,    2005 ( октябрь )- 2010 ( июль ) ]

      РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
= [ RESULTS  OF SCIENTIFIC RESEARCH  - Eng?  Yes, it is a little... ] =


Rambler's Top100

Сайт управляется системой uCoz